Рязанским станковым заводом в конце 60-х годов прошедшего столетия начал производиться токарный станок 1м63. Установка предназначается для промышленного и индивидуального производства и позволяет обрабатывать небольшие заготовки из цветных и черных сплавов и металлов.
Предназначается для работы с поверхностями сложных форм – внутренними и внешними, и для нарезки резьбы различных шагов. Буквенно-цифровой индекс агрегата имеет следующие значения: 1 – станок токарный; 6 – токарно-винторезный станок; М – поколение; 3 – радиус обработки болванки в максимальном значении.
Данный станок имеет 14 модификаций, среди которых: 163 – первая модель; выпускаемые заводом им. Кирова – 1Д63А, 1М63ДФ101; улучшенной мощности – 1М63Д, 1М63МФ101.
Токарный станок 1М63: технические характеристики
В паспорте устройства имеются описания всех его технических характеристик, среди которых, в качестве основных, выделяются следующие:
- Габариты – 353х168х129 см;
- Вес – 4400 кг;
- Присвоенная точность – «Н»;
- Ширина обрабатываемой болванки в максимальном значении – 63 см над основанием, 35 см над суппортом;
- Высота центров – 31,5 см;
- Длина обрабатываемой болванки в наибольшем значении – 140 см;
- Вес обрабатываемой болванки в наибольшем значении – 2000 кг.
- Характеристики главного вала станка:
- Мощность электрического двигателя – 13 кВт;
- Прямая скорость вращения – 10-1250 об/мин;
- Обратная скорость вращения – 18-1800 об/мин;
- Диаметр отверстия – 7 см;
- Скорости прямого вращения – 22;
- Скорости обратного вращения – 11.
Суппорт
Только при механическом передвижении суппорта возможен его ускоренный ход, но обычное передвижение осуществляется вручную или механически. Упорные шарикоподшипники принимают усилия поперечного и верхнего винтов.
Характеристики:
- перемещение в осевом направлении – 126 см;
- перемещение в перпендикулярном направлении – 40 см;
- количество режущих инструментов – 4;
- одновременное использование режущих инструментов – 4;
- скорость осевого передвижения – 4,5 м/мин;
- скорость перпендикулярного перемещения – 1,6 м/мин;
- цена деления лимба – 1 и 0,05 мм;
- перемещение на оборот лимба в осевом направлении – 30 см;
- перемещение на оборот лимба в перпендикулярном направлении – 0,5 см.
Особенности:
- использование режущих инструментов из твердой стали и особых сплавов;
- гитарой сменных колес и регулировкой шестерен коробки подач осуществляется настройка шага нарезки резьб;
- повышенная жесткость элементов агрегата дает возможность выполнения высокоскоростных работ;
- отдельный электрический двигатель обеспечивает быстрые передвижения суппорта в двух направлениях;
- механическое перемещение верхней части устройства позволяет обтачивать длинные и короткие конусы.
Электрооборудование
Устройство имеет 4 двигателя, обладающих разными показателями:
- Основной двигатель с мощностью в 13 кВт и скоростью вращения при 60 Гц – 1750 об/мин; при 50 Гц – 1460 об/мин.
- Мотор охладительного насоса с мощностью в 0,12 кВт и скоростью вращения при 60 Гц – 3350 об/мин; при 50 Гц – 2800 об/мин. Скорость подачи охлаждающей жидкости – 22 л/мин.
- Двигатель быстрого хода каретки с мощностью в 13 кВт и скоростью вращения при 60 Гц – 1750 об/мин; при 50 Гц – 1460 об/мин.
- Насос смазочной системы с установленным фильтром с подачей смазочного состава – 8.2 л/мин; тонкостью фильтрации – 120 мкм.
На пульте управления кареткой и около коробки подач находятся два ключа «Пуск», нажатием одного из которых производится запуск основного двигателя. Рукоятью производится запуск фрикциона, регулирующего узел основного вала и частоту оборотов. Сила тока электродвигателя может варьироваться в зависимости от потенциала.
Рабочие подачи осуществляет главный двигатель, а за их ускоренное движение другой. В фартуке устройства установлены четыре фрикционные муфты, две из которых активируются при осевом перемещении резцедержателя, а две – при перпендикулярном. На фартуке находится переключатель, управляющий муфтами и имеющий пять позиций: четыре, совпадающих с направлением передвижений резцедержателя, наклонных позиции и нейтральную вертикальную.
На фартуке располагается еще один рычаг, осуществляющий установку режима работ:
- внешнее обтачивание конусов;
- внутреннее обтачивание поверхностей;
- токарные работы.
Для предотвращения одновременного запуска маточной гайки и муфт в фартук вмонтирован специальный блокировочный выключатель, отключающий цепь питания муфт при активации гайки.
В правой опоре установки расположен электронасос, подающий охлаждающий состав к резцам через трубопровод. Отработанная жидкость стекает в две специальные емкости, расположенные по разным сторонам установки, откуда возвращается к насосу. Запуск системы производится выключателем, расположенным на фартуке.
Коробки скоростей и подачи
Коробка скоростей находится в левой части основы устройства. На ее фрикционное колесо передается вращение от электрического двигателя, благодаря чему в коробке активируются шестерни. Всего 22 скорости, выбор которых осуществляется последовательным их переключением.
Частоты механизмов основного вала выбираются при помощи зубчатых колес, изготовленных из высококачественной стали, прошедшей термообработку. Шестерни установлены на специальных стальных валиках, вращающихся на роликовых и шариковых подшипниках. В коробке установлены два устройства, повышающие шаг резьбы и реверсирующие движение резцедержателя.
Коробка подач имеет двухосную компоновку, за счет чего повышается эффективность ее работы. Ее регулировка осуществляется при помощи рукояток-переключателей и шестерней. Только при включении шпинделя напрямую, с использованием отдельного комплекта шестерней, разрешается нарезать специальные, отличающиеся особой точностью, резьбы.
Подача вращения из коробки скоростей на вал подач осуществляется посредством гитары. Комбинируя сменные шестерни можно настраивать установку на нарезку разных резьб.
Устройство станка
- Передний узел
Установлен на левом конце рабочей основы устройства и представляет коробку скоростей. Главный рабочий вал расположен на двух опорах: передняя – подшипник с двумя рядами конических роликов; задняя – подшипник с одним рядом конических роликов и пружинами.
- Суппорт
Крестовая конструкция, передвигающаяся в осевом и перпендикулярном направлении. Передвижение осуществляется механическим или ручным способом. Резцедержатель снабжен механизмом, обеспечивающим его ускоренное перемещение.
- Задний узел
Установлен на направляющих рабочей основы устройства, передвигается на четырех подшипниках и фиксируется на направляющих двумя планками и четырьмя болтами. Перпендикулярное смещение узла осуществляется двумя винтами и одной гайки, встроенных в мостик.
Видео: токарная работа на станке 1М63