Ручной кромкогиб для авторемонта, выполненный своими руками, удобен в эксплуатации и пользуется популярностью среди жестянщиков. В розничной продаже имеется ряд современных предложений этого устройства, хотя его изготовление несложное.
Где применяется кромкогиб?
Приспособление нашло применение во многих сферах промышленности. В частности, его можно использовать для формирования фальцев кровельного железа, воздуховодов, и выполнять подготовку кромок изделия для сварных соединений. Сегодня авторемонту отдается одно из первых мест в применении устройства, так как автомобили с каждым годом становятся наиболее популярными среди населения.
Устройство оборудования и изготовление
Чтобы изготовить кромкогибочный станок самостоятельно, и тем самым облегчить труд жестянщика не нужно обладать опытом практической деятельности. Основными элементами, обеспечивающими гибку металла, считаются:
- опорная поверхность;
- рабочее основание;
- прижимное усилие;
- обжатие пуансоном;
- рычаги, в форме ручек.
При разработке чертежей, если имеется необходимость, может быть дополнительно выполнен дырокол в этом же устройстве. В современных моделях станочного оборудования используется нож для подрезания кромок. Его тоже несложно смастерить.
- Опорная поверхность или основание устройства – таковым могут являться стол, выполненный из профиля трубы или металла, стол из дерева на мощных опорах, если есть необходимость загибания кровельного железа 0,8 мм толщиной. На эту величину и рассчитан ручной кромкогиб. Не надо прикладывать особые усилия, потому что на основание воздействуют незначительные показатели силы. Но основание должно быть достаточно прочным, это нужно для точности загибания металлического листа.
- Рабочее основание или стол – средние размеры рабочей поверхности 1м х 1,5м, можно больше. При осуществлении работ с листами габаритных размеров такие характеристики не будут излишними, так как встречаются непредвиденные ситуации. Для закрепления на основании предпочитается использовать №№ 8 или 6,5 швеллер. Крепеж производить четко по горизонтали. Возможно применение сварки металлических конструкций. При использовании дерева для основания, крепеж на болтовое соединение будет наиболее надежным.
- Прижим – для обеспечения зажима металла при загибании кромок используется прижимная штанга. Изготовить ее можно, использовав один из вариантов. Например, уголок с полочкой 0,05 м, или внизу на ребро большего размера установлен этот же прокат. При этом обеспечивается прижим к пунсону под заданным углом 1350. Такие листогибы без труда перегнут металл под прямым углом. С двух сторон прижимного механизма высверливаются под болты отверстия. Прижим также можно осуществлять за счет барашков с приваренными шпильками к основанию конструкции. Для установки более сложных зажимов можно использовать пружины. Чтобы представить каким образом производится работа пружины, достаточно посмотреть видео-ролик в интернете.
- Изготовление пуансона – чертежи этого элемента предусматривают использование трубы квадратного профиля или уголка с толстостенными полочками одинакового размера с прижимным устройством. Проектирование предусматривает поворот вокруг оси по горизонтали, при этом верхняя передняя грань должна обязательно совпасть с пуансоном. На торцах для этих целей привариваются петли. При этом важно прижим расположить точно по вертикали. Только так не будет возникать перекосов при осуществлении гибки металла. К кромке рабочего основания необходимо обеспечить примыкание без зазоров пуансона, так более точной будет линия сгиба. Если состояние не рабочее, то грань пуансона, расположенная сверху, находится в одной плоскости с поверхностью стола. Не должно быть даже отступления на 1 мм. Если все-таки отклонения получились, то работа станочного приспособления все равно будет производиться, но при этом радиус изгиба будет больше, и получится закругление на месте прямой линии. Дырокол можно изготовить в качестве дополнительной опции к приспособлению.
- Привод – полуметровый рычаг приваривается к передней части пуансона либо сбоку. Для удобства производства работ, он может быть изготовлен в форме скобы. Но при практических работах лучше всего использовать рычаг телескопического типа. Его длину несложно будет регулировать, при необходимости. Несложно изготовить такое приспособление из двух отрезков из труб. Длина самого рычага должна быть прочно зафиксирована для заданных положений. Для этого используются штифты, соединяющие отверстия насквозь с шагом в 0,1м. Этот шаг будет наиболее оптимальным, так как прикладываемое усилие ощущается при его регулировании на 10 см. Схема такой рукоятки регулирует воздействие усилий на металлы разной толщины. Для сгибания кромок до 0,8 мм применяется материал из оцинковки или черных металлов толщиной 3 мм и более, например, для кузовных работ телескопическая конструкция даст возможность в 2 раза и больше увеличить усилие. Повреждение ребер исключено, так как при работе обеспечивается равномерно распределенная нагрузка. От механического усилия на привод зависит вид и толщина обрабатываемого металла. При использовании прижимных планок с разнопрофильными гранями можно обеспечить загиб сложных кромок. Также можно обеспечить дожимное усилие и выполнить ребро жесткости одного из срезов либо по периметру листа.
Дырокол можно предусмотреть в рабочей части оснастки, если это необходимо.
Разрабатываемые проекты зависят от максимальной толщины сгибаемой кромки и состава материала.
Видео: кромкогиб автомобильный своими руками.
Об иной оснастке для сгибания кромок металла
Самодельный кромкогиб для кузовного ремонта может быть и с пневматическим приводом. Кромкогиб пневматический пользуется спросом среди жестянщиков. В принципе работы заложено создание давления до 6,2 бар, за счет пневматических цилиндров и поворота балки. Его можно использовать при толщине металла до 1,2 мм, а ширина получаемой кромки может быть до 12 мм. Потребление воздуха 113 л/мин.
Кромкогиб автом можно приобрести в розничной продаже. Цена приемлемая, и устройство несложное. Необязательно обладать опытом работ при применении оснастки в ремонте. Пользуется популярностью дырокол- кромкогиб, так как с его помощью можно одновременно загнуть кромку металла и с точностью выполнить отверстие.