Из всего количества изношенных шин перерабатывается всего 20%, несмотря на то, что в тонне шин содержится приблизительно 70% резины пригодной для вторичной переработки в топливо, изделия или стройматериалы. При сжигании этого количества покрышек в атмосферу выделяется 460 кг вредных газов и 280 кг сажи! Оборудование для переработки шин окупается за 6 — 12 месяцев, с сырьем и сбытом готовой продукции никогда нет проблем.
Виды переработки покрышек
Существует две технологии утилизации, в процессе которых из автомобильных шин изготавливают:
- порошок, гранулы, резиновую крошку, чипы;
- жидкое топливо.
Для производства первых четырех типов сырья используются однотипные станки и оборудование. Процесс заключается в измельчении и сепарации сырья. Весь цикл проходит без применения химических реагентов и выброса в атмосферу вредных продуктов.
При переработке в жидкое топливо применяется пиролиз — термическое разложение резины с выделением газа. Часть газа выбрасывается в природу, поэтому такое оборудование обязательно комплектуется очистительными станциями.
Линия по производству крошки
Линия для переработки шин работает в полуавтоматическом режиме. Это сборное оборудование занимает около 200 кв. метров. Производительность небольшого цеха в час составляет 200 — 1000 кг готовой крошки, до 200 кг металла за смену, до 1000 кг текстильной ваты за смену. Для обслуживания станков необходимо 3 — 4 неквалифицированных работника. Линия перерабатывает изношенные шины, выделяя металлические и текстильные включения.
Не все оборудование для переработки шин содержит сепараторы шипов и хлопчатобумажного текстиля. Это следует учитывать при подборе станков.
Кроме площади под оборудование необходимо подготовить склад для сырья и готовой продукции. Основа линии это измельчители вальцового типа. Большинство мини-заводов рассчитаны на переработку шин до 120 см в поперечнике, возможна модернизация под 170 см. Обрабатывать можно не только шины, но и любой резиновый утиль (противогазы, лента транспортеров). На выходе получается:
- крошка резиновая;
- дробленая сталь;
- текстильная вата.
Выход резины составляет от 60 до 80% от общей массы шин. Свойства резиновой крошки могут варьировать в зависимости от качества утиля.
Средние показатели:
- содержание чистой резины 99,9%;
- содержание металла до 0,1%;
- содержание текстиля до 0,2 %;
- разделение по фракциям;
- черного цвета;
- не окисляется под действием температуры.
На станках производится резиновая крошка с размерами частиц от 0,8 до 3 мм. Количество крошки различных фракций зависит от степени изношенности и жесткости исходного продукта. С помощью вибросепаратора можно четко разделить крошку по фракциям.
Можно задавать диаметры, настраивая дробилки и заменяя сита. Чем мельче частицы, тем большее время требуется на их производство. Для производства резиновой пыли дополнительно устанавливается дотиратель, который производит частицы менее 0,1 мм.
Технология переработки
- Из шины вырезается кольцо посадки, металл выжимается, остается резина.
- Шина спирально разделяется на ленты 3 — 5 см шириной.
- Выделяется второе металлическое кольцо.
- Лента разрезается на тонкие и короткие заготовки.
- Заготовки дробятся на валках в крошку и пыль.
- На сепараторах выделяется резина, металл, вата.
- Готовая продукция отправляется на склад.
Оборудование для измельчения шин
Производственный процесс разделен на две стадии, проходящие на разных участках:
- предварительный;
- истирания.
Предварительный этап проходит на станках:
- выделитель кольца посадки;
- разделитель шины на полосы;
- разделитель полосы;
- отжиматель кольца.
Оборудование для основного этапа:
- главный истиратель;
- вибрационное сито грубой очистки;
- магнитный отсеиватель;
- воздушный отсеиватель;
- ленточные конвейеры;
- тонкое вибросито.
Истирающий станок — основное оборудование в цеху для утилизации автомобильных покрышек. Для размещения станков необходимо твердое бетонное или асфальтовое покрытие пола.
Реализация крошки
Конечный продукт переработки покрышек применяется:
- при изготовлении различных видов топлива: пиролизного газа, мазута, бензина;
- при строительстве автомобильных дорог: производстве специальных плит для участков особой опасности, тормозных модулей, заборов для автомобильных стоянок, шумоизоляционных панелей, переправ через рельсы железных дорог и трамваев, мастик на основе битума, спортивных и игровых покрытий;
- при изготовлении обувных заготовок, напольных покрытий;
- при производстве резиновых изделий, кровельных покрытий;
- для препаратов для адсорбции нефти и ее производных с воды и земли.
Линия по производству топлива
Второй тип устройств перерабатывает автошины в жидкое топливо. Станок занимает около 18 кв. метров при высоте 10 м. Покрышки очищаются от металлических колец и дисков, измельчаются и транспортируются в приемную емкость реактора.
В реакторе поддерживается температура около 460 градусов, при которой резина разлагается на жидкое топливо, газ, углеродсодержащее вещество и металлическую проволоку. Частично газ используется для работы самого реактора, излишки выбрасываются в атмосферу. Их количество незначительно, поэтому не наносит вред экологии.
Жидкое топливо разливается в емкости и отправляется на склад для дальнейшей реализации. Углеродсодержащее вещество охлаждается, гасится, из него выделяется металл. Все продукты переработки готовы к реализации.
Такое оборудование перерабатывает до 5000 кг покрышек в сутки, производя:
- жидкое топливо — около 2000 кг;
- металла — 500 кг;
- углеродсодержащее вещество (твердый остаток) — около 1500 кг;
- газа — 1000 кг.
Монтируется оборудование на улице, на бетонной или асфальтированной площадке. Непрерывно работающий цех обслуживают по 2 рабочих в смену. В среднем станок потребляет 14 кВт в час. В качестве топлива используется газ, полученный при утилизации шин.
Первый видеоролик рассказывает о процессе утилизации автомобильных шин, второй демонстрирует переработку шин в крошку, третий — о самодельной пиролизной установке для производства топлива из покрышек: